Работаем по
России и СНГ
8 (343) 213-19-03
пн-пт: с 9.00 - 17.00

Напишите нам
2131903@mail.ru
СКАЧАТЬ ТИПОВОЙ ДОГОВОР
УЗНАТЬ ЦЕНЫ
Предлагаем запасные части
и оборудование к ж/д транспорту
Комплектация заказа
от 1-го до 14 дней
Консультация специалиста
по всем техническим вопросам
Отправка заказов
по всей России
 

Аппарат поглощающий Ш2В-90 106.02.000-2сб

1. Функциональное назначение и место в системе
Аппарат поглощающий Ш2В-90 является демпфером продольных усилий (гасителем энергии) фрикционно-пружинного типа, интегрированным в конструкцию автосцепки СА-3. Он установлен внутри хребтовой (продольной) балки рамы грузового вагона и служит буферным звеном между автосцепным устройством и несущей рамой.
  • Основные функции:
  1. Амортизация ударов: Гашение энергии при соударениях вагонов во время роспуска с сортировочных горок, маневровой работы и при следовании в поезде.
  2. Снижение динамических нагрузок: Демпфирование знакопеременных продольных усилий, возникающих при разгоне и торможении состава.
  3. Защита конструкций: Предотвращение передачи пиковых ударных нагрузок на раму вагона, кузов и груз, тем самым увеличивая их срок службы и сохранность.
  • Принцип действия: Основан на одновременном преобразовании кинетической энергии в:
  • Тепловую энергию за счет сухого трения в клиновой паре (необратимое поглощение).
  • Потенциальную энергию упругой деформации пакета тарельчатых пружин (частично возвращаемая энергия).
Аппарат поглощающий Ш2В90

2. Детальное описание конструкции и компонентов

Конструкция аппарата представляет собой компактный узел, собранный в прочном корпусе.
  • Корпус (гильза): Цилиндрический, изготовлен из ковкой или горячекатаной стали высокой прочности (например, марки 45). Имеет внутренние направляющие пазы для клиньев. Корпус жестко крепится к хребтовой балке.
  • Клиновой фрикционный механизм (основной демпфер):
  • Три фрикционных клина: Изготовлены из высокопрочной стали, с особым составом наплавки или накладок на рабочих поверхностях для обеспечения стабильного коэффициента трения.
  • Нажимной конус: Центральный элемент, который через нажимной стакан передает усилие от стяжного болта на клинья.
  • Принцип работы механизма: При сжатии аппарата нажимной конус, перемещаясь внутрь, распирает клинья, прижимая их с большим усилием к внутренней поверхности корпуса. Возникающая сила трения между клиньями и корпусом и является основным источником поглощения энергии.
  • Пружинный узел (аккумулятор энергии и возвратный механизм):
  • Комплект тарельчатых пружин (пружины Бельвиля): Состоит из двух наборов – наружного и внутреннего, подобранных и установленных с определенным предварительным поджатием (натягом) встречно-последовательно. Обеспечивают требуемую жесткость и ход аппарата.
  • Функции пружин: Создают начальное предварительное поджатие клинового механизма; накапливают часть энергии удара; возвращают весь механизм в исходное положение после снятия нагрузки.
  • Стяжное устройство:
  • Центральный стяжной болт с контргайкой и опорной шайбой. Проходит по оси аппарата и стягивает весь пакет (пружины, стаканы, конус).
  • Назначение: Обеспечивает необходимое начальное (монтажное) поджатие всего узла, которое определяет усилие срабатывания и рабочие характеристики аппарата. Регулировка производится в заводских условиях.
  • Хвостовик (шток): Передняя часть аппарата, которая непосредственно взаимодействует с деталями автосцепки (замкодержателем). Передает усилие от автосцепки на нажимной стакан и далее на весь механизм.

3. Детальные технические параметры и характеристики

  • Индекс модели: Ш2В-90. Расшифровка: Ш – шаблонный (клиновой), 2 – вторая модель, В – встраиваемый, 90 – номинальное усилие срабатывания в тоннах-силах (≈ 900 кН).
  • Полный обозначение: 106.02.000-2сб (сборочный чертежный номер).
  • Усилие срабатывания (начальное): 800 – 1000 кН (≈ 80 – 100 тс). Усилие, при котором начинается эффективное поглощение за счет проскальзывания клиньев.
  • Максимальное усилие: До 2500 – 3000 кН.
  • Рабочий ход: 80 – 90 мм.
  • Поглощаемая энергия (минимальная гарантированная): 35 – 40 кДж. Этого достаточно для эффективной работы в стандартных эксплуатационных режимах грузового вагона.
  • Масса аппарата: Около 95 – 105 кг.
  • Ресурс: Назначенный срок службы – 24 года. Безремонтный пробег между капитальными ремонтами – порядка 500-600 тыс. км. Ресурс определяется износом фрикционных накладок клиньев и усталостью пружин.

4. Особенности работы и эксплуатационные характеристики

  • Характеристика «Усилие-Ход»: Имеет ярко выраженную пороговую (горизонтальную) полку. После достижения усилия срабатывания аппарат «проваливается», поглощая энергию при практически постоянном усилии, что является оптимальным для защиты конструкции.
  • Надежность: Простота и отработанность конструкции обеспечивают высокую надежность и предсказуемость работы в любых погодных условиях (от -50°C до +50°C).
  • Ремонтопригодность: Ключевое преимущество. Аппарат является полностью разборным и ремонтируемым. При ТР-1, ТР-2 или КР заменяются изношенные компоненты (клинья, пружины), после чего аппарат перерегулируется и может быть установлен обратно.
  • Совместимость: Является стандартным аппаратом для подавляющего большинства грузовых вагонов советского и российского производства (крытые вагоны, полувагоны, платформы, цистерны). Геометрически и по присоединительным размерам взаимозаменяем с другими аппаратами серии Ш.

5. Техническое обслуживание, ремонт и диагностика

  • Визуальный осмотр (при каждом ТО-2, ТО-3): Проверка на отсутствие видимых повреждений корпуса, контроль положения хвостовика.
  • Измерение выхода хвостовика: Самый важный эксплуатационный параметр. Замеряется расстояние от торца корпуса до торца хвостовика. Превышение допустимого значения (указывается в инструкции) свидетельствует об износе клиньев и необходимости ремонта.
  • Капитальный ремонт: Включает полную разборку, дефектовку, замену изношенных фрикционных элементов и пружин, очистку, сборку и обязательную регулировку на специальном стенде для обеспечения заданного усилия срабатывания и хода.

6. Заключение и статус

Аппарат поглощающий Ш2В-90 является классическим, проверенным десятилетиями эксплуатации и массовым решением для грузовых вагонов. Несмотря на появление более современных аппаратов с большей энергоемкостью (класса Т1, как РТ-120), Ш2В-90 остается в строю благодаря своей феноменальной ремонтопригодности, простоте, низкой стоимости обслуживания и полной адаптации к существующей ремонтной базе.
  • Он продолжает массово использоваться как на старых вагонах, так и, в модифицированном виде, на многих новых моделях, полностью удовлетворяя требованиям для значительной части грузопотока. Его конструкция представляет собой золотой стандарт надежности и практичности в области демпфирующих устройств для грузового подвижного состава.