Работаем по
России и СНГ
8 (343) 213-19-03
пн-пт: с 9.00 - 17.00

Напишите нам
2131903@mail.ru
СКАЧАТЬ ТИПОВОЙ ДОГОВОР
УЗНАТЬ ЦЕНЫ
Предлагаем запасные части
и оборудование к ж/д транспорту
Комплектация заказа
от 1-го до 14 дней
Консультация специалиста
по всем техническим вопросам
Отправка заказов
по всей России
 

Аппарат поглощающий РТ-120

1. Функциональное назначение и принцип действия
Поглощающий аппарат РТ-120 представляет собой механическое демпфирующее устройство (гаситель энергии), являющееся ключевым элементом автосцепного оборудования грузовых вагонов в соответствии с ГОСТ Р 55021. Его основная функция — поглощение и диссипация кинетической энергии, возникающей при продольно-динамических воздействиях на вагон во время эксплуатации.
  • Основные режимы работы:
  • Роспуск с сортировочных горок: Гашение энергии соударений при скатывании вагонов с горки и формировании составов.
  • Маневровая работа: Поглощение ударов при толчках и рывках локомотива.
  • Движение в поезде: Демпфирование продольных колебаний (разгонов и торможений) в движущемся составе.
  • Физический принцип действия: Преобразование кинетической энергии удара/сжатия в тепловую энергию за счет внутреннего трения и пластической деформации комплекта специальных фрикционных и упругих элементов. Часть энергии также запасается упругими элементами с последующим возвратом.
  • Цель: Защита кузова вагона, рамы, груза и хребтовой балки от разрушающих ударных и знакопеременных нагрузок; повышение плавности хода; увеличение срока службы подвижного состава и снижение процента повреждений грузов.
Аппарат поглощающий РТ-120

2. Классификация и соответствие стандартам

  • Класс аппарата: Т1 — наивысший эксплуатационный класс согласно ОСТ 32.175, определяемый величиной минимальной гарантированной поглощаемой энергии (МГПЭ).
  • Соответствие нормам: Полностью соответствует требованиям:
  • ОСТ 32.175 «Аппараты поглощающие для железнодорожного подвижного состава. Общие технические условия».
  • Действующим техническим регламентам Таможенного союза (ТР ТС 001/2011 «О безопасности железнодорожного подвижного состава»).
  • Статус: Является первым отечественным поглощающим аппаратом, достигшим класса Т1.

3. Детальное описание конструкции и компонентов

Конструкция РТ-120 представляет собой развитие классической схемы фрикционно-пружинного аппарата с рядом инновационных решений.
  • Корпус: Цилиндрический, из высокопрочной низколегированной стали, рассчитанный на восприятие огромных внутренних давлений (до 1000 кН) без остаточных деформаций.
  • Направляющий элемент: Представляет собой полый шток (плунжер), передающий усилие от автосцепки (через клиновую систему) на внутренние демпфирующие элементы.
  • Комплект упругих и фрикционных элементов «Birchpad» (ключевая инновация):
  • Состав: Набор чередующихся металлических (стальных) фрикционных дисков и эластомерных (полимерных) прокладок специальной формы и состава. Разработан компанией MINER (США) и адаптирован для российских условий.
  • Принцип работы «Birchpad»: При сжатии пакета происходит:
  1. Фрикционное скольжение между стальными дисками (преобразование энергии в тепло).
  2. Упруго-пластическая деформация полимерных элементов с высоким гистерезисом (поглощение энергии).
  3. Гидростатическое сжатие в закрытых ячейках эластомера.
  • Преднатяжная пружина (пружина предварительного поджатия): Обеспечивает начальное усилие сжатия пакета «Birchpad» для моментального срабатывания аппарата при малых нагрузках и возврат штока в исходное положение.
  • Предохранительная (концевая) пружина: Мощная цилиндрическая пружина, которая вступает в работу после полного сжатия основного демпфирующего пакета, обеспечивая дополнительный ход и амортизацию при экстремальных, запредельных ударах, предотвращая жесткий удар («отбой»).
  • Уплотнения и кожух: Специальные маслостойкие уплотнения защищают внутреннюю полость от пыли, влаги и грязи. Съемный защитный кожух предохраняет шток от механических повреждений.

4. Детальные технические параметры и характеристики

  • Номинальное усилие срабатывания (начальное): ~ 300 - 400 кН.
  • Максимальное допустимое усилие: Более 2000 кН.
  • Максимальный рабочий ход штока: 120 мм (отражено в индексе модели РТ-120).
  • Минимальная гарантированная поглощаемая энергия (МГПЭ): > 60 кДж (главный параметр, определяющий класс Т1). Фактическая энергоемкость на новых аппаратах составляет 75-80 кДж.
  • Сопротивление аппарата: Характеристика «усилие-ход» имеет пологую восходящую кривую, что обеспечивает плавное демпфирование без резких пиков нагрузки.
  • Температурный диапазон эксплуатации: от -60°С до +50°С. Сохранение заявленных характеристик в экстремальных условиях Сибири и Дальнего Востока подтверждено испытаниями.
  • Масса аппарата: Около 135 - 140 кг.
  • Ресурс и срок службы:
  • Безремонтный пробег: 800 000 км.
  • Назначенный срок службы: до 32 лет (или 4 млн. км) при условии проведения плановых регламентных осмотров и обслуживания.

5. Технические преимущества и эксплуатационные особенности

  1. Высокая и стабильная энергоемкость: Технология «Birchpad» обеспечивает не только высокий, но и стабильный уровень поглощаемой энергии на протяжении всего срока службы, без «усталости» материала.
  2. Климатическая стойкость: Упругие элементы сохраняют свои свойства в широком температурном диапазоне, что гарантирует надежную работу как в летнюю жару, так и в сибирские морозы.
  3. Долговечность и малообслуживаемость: Конструкция не требует регулировок в процессе эксплуатации. Межремонтные периоды увеличены в 2-3 раза по сравнению с аппаратами старых типов (например, Ш-1Т).
  4. Повышенная безопасность: Гарантированное поглощение энергии при роспуске с горок снижает риск схода вагонов и повреждения груза.
  5. Совместимость: Полная геометрическая и силовая совместимость с автосцепкой СА-3 и хребтовой балкой грузовых вагонов советской и российской постройки. Монтажные размеры унифицированы.

6. Внедрение и статус

  • Разработчики: Совместная разработка ГК «Вагонмаш» (Россия) и компании MINER Enterprises, Inc. (США) — мирового лидера в производстве железнодорожных амортизаторов.
  • Год начала серийного производства: 2004.
  • Объем внедрения: Крупносерийное производство. По состоянию на середину 2000-х годов оборудовано более 300 000 грузовых вагонов российского парка. Является стандартным аппаратом для новых вагонов и предпочтительной заменой при модернизации старых.