Автосцепное устройство (АУ) является ключевым элементом ударно-тягового прибора (УТП) железнодорожного подвижного состава, предназначенным для выполнения комплекса критически важных функций:
- Сцепление единиц подвижного состава: Обеспечение автоматического соединения вагонов между собой и с локомотивом без необходимости вмешательства персонала в межвагонное пространство.
- Формирование и сохранение рамы поезда: Удержание сцепленных единиц на строго регламентированном расстоянии, гарантирующем безопасное движение в прямых и кривых участках пути.
- Восприятие и трансляция динамических нагрузок: Поглощение, передача и демпфирование продольных усилий — как растягивающих (тяговых), так и сжимающих (ударных), — возникающих в операционных режимах (трогание, движение, торможение) и при маневрах.
Исправное техническое состояние и конструктивная надежность автосцепного устройства являются детерминирующими факторами общей эксплуатационной надежности вагонного парка и безопасности движения поездов. К АУ предъявляется комплекс строгих технических требований, ключевыми из которых являются: гарантированная автоматичность сцепления и расцепления, свободное прохождение сцепов в профилях пути минимального радиуса и на сортировочных горках, обеспечение плавности движения при трогании с места и торможении.