Локомотив: Сила, Движущая ПоездаСуть и Назначение:Локомотив (от лат. loco moveo – "двигать с места") – это самодвижущаяся рельсовая машина, чья главная задача – создавать силу тяги. Именно эта сила перемещает по стальным магистралям составы с грузами или пассажирами, а также одиночные вагоны.Ключевая Классификация: Источник ЭнергииЛокомотивы делятся на две фундаментальные группы по способу получения энергии:Автономные:- Несут энергоустановку на борту.
- Различаются по типу двигателя:
- Паровозы: Паровой котел + поршневая паровая машина.
- Паротурбовозы: Паровой котел + паровая турбина.
- Газотурбовозы: Газовая турбина.
- Тепловозы: Дизельный двигатель (наиболее распространенные сегодня).
Неавтономные:- Получают энергию извне, обычно электрическую.
- Основной способ: Через токоприемник из контактной сети (классические электровозы).
- Аккумуляторные электровозы: Питаются от батарей, периодически заряжаемых (чаще на промышленном транспорте).
Дополнительные Варианты и Исполнители Функций:- Комбинированные локомотивы: Существуют гибриды (теплопаровозы, дизель-электровозы, контактно-аккумуляторные электровозы), но они не получили массового распространения.
- "Локомотивы в миниатюре": Функцию создания тяги также выполняют:
- Моторные вагоны в дизель-поездах и электропоездах.
- Автомотрисы (самоходные вагоны).
- Дрезины (легкие рельсовые транспортные средства).
Классификация по Назначению и Колее:Независимо от источника энергии, локомотивы различают по роли:Поездные: Для вождения составов.- Грузовые.
- Пассажирские.
- Универсальные (смешанные).
Маневровые: Для работы на станционных и сортировочных путях.По ширине колеи:- Для широкой (нормальной) колеи (основная сеть).
- Для узкой колеи (промышленные, горные, детские дороги и т.д.).
Основные Технические Характеристики:Ключевые параметры, определяющие возможности локомотива:Мощность:- Мощность энергоустановки: "Внутренняя" мощность двигателя/двигателей.
- Тяговая (касательная) мощность: Реальная мощность, реализуемая на ободах ведущих колес для движения поезда. Именно эта мощность создает силу тяги.
Осевая формула: Цифровая запись, описывающая:- Количество колесных пар.
- Назначение (ведущие, поддерживающие, бегунковые).
- Расположение на раме локомотива.
- *(Пример: 2О-2О означает две двухосные тележки, все оси ведущие)*.
Тяговая характеристика: График, показывающий зависимость силы тяги локомотива от скорости движения при разных режимах работы его энергоустановки. Ключевой документ для расчета веса поезда.Осевая нагрузка: Нагрузка, передаваемая одной ведущей колесной парой на рельсы. Критически важна для прочности пути.
Современные локомотивы — мощный ж/д транспорт