Комплексное локомотивное устройство безопасности (КЛУБ)
Комплекс КЛУБ-У: Универсальный страж безопасности движения поездовНазначение:КЛУБ-У (Комплексное Локомотивное Унифицированное Устройство) — это интеллектуальная система безопасности, предназначенная для предотвращения аварий и критических ситуаций на железнодорожном транспорте, прежде всего для Моторвагонного Подвижного Состава (МВПС). Её главная задача — автоматически инициировать принудительное торможение и остановку поезда при возникновении угрозы безопасности.Ключевые Особенности и Архитектура:- Модульность: Гибкая конструкция позволяет легко наращивать или сокращать функционал за счет добавления/удаления модулей.
- Открытая Сеть: Встроенная локальная сеть обеспечивает бесконфликтную интеграцию дополнительных модулей и взаимодействие с другими системами.
- Всесторонняя Регистрация: Система записывает критически важные данные на съемную электронную кассету:
- Параметры движения поезда
- Сигналы АЛСН (Автоматическая Локомотивная Сигнализация Непрерывного действия)
- Состояние тормозной системы
- Показатели работы самой системы безопасности
Интеграция и Навигация:- Взаимодействие: КЛУБ-У обменивается данными по сети с системами САУТ (Система Автоматического Управления Торможением), ТСКБМ, "Автоведение", бортовыми регистраторами ("черные ящики") и другими. Использует радиоканал для связи с системами интервального регулирования и точечный канал связи (ТКС) с путевыми устройствами.
- Точное Позиционирование: Для определения координат локомотива в реальном времени используется спутниковый навигационный приемник СР8/ГЛОНАСС.
Основные Функции КЛУБ-У:Система обеспечивает комплексную защиту и контроль:
- Контроль Сигналов и Пути:
- Прием и защищенная обработка сигналов АЛСН и АЛС-ЕН (с защитой от ложных "разрешающих" сигналов).
- Точное отслеживание прохождения границ блок-участков (по смене синхрогрупп АЛС-ЕН).
- Обмен данными с путевыми (ТКС), станционными, переездными устройствами и системами оповещения персонала (через цифровую радиосвязь).
Мониторинг Параметров Локомотива:- Состояние тяги (вкл/выкл), переключение кабин управления.
- Положение крана машиниста и ключа ЭПК (Электропневматический Клапан экстренного торможения).
- Давление в ТЦ (тормозных цилиндрах), ТМ (тормозной магистрали), ГР (главном резервуаре).
Управление Скоростью и Торможением:- Расчет целевой и допустимой скорости на основе электронной карты пути и графика.
- Непрерывное сравнение фактической и допустимой скорости. Автоматическое инициирование торможения (снятие напряжения с ЭПК) при превышении.
- Контроль бдительности машиниста (через рукоятки РБ/РБС). Активация сигнала "Внимание!" и торможения при потере бдительности.
- Предотвращение самопроизвольного скатывания поезда.
Информация и Оповещение Машиниста (через БИЛ-УВ):- Визуальное отображение данных для поездного, маневрового и спец. маневрового режимов.
- Звуковая сигнализация при критических изменениях (кроме скорости/координат/времени) и при опасном приближении к пределу скорости.
- Ввод/отображение/сохранение характеристик локомотива и поезда.
- Отображение текущего времени, скорости, режима работы, состояния кассеты, диагностических сообщений.
Сигнальные и Аварийные Процедуры:- Включение предупреждающего звука на стоянке при появлении разрешающего сигнала (отключается при трогании или нажатии РБ/РБС).
- Активация прерывистого звука и мигающего "Внимание!" после включения ЭПК (выключаются РБ/РБС).
- Управление сигналами локомотивного светофора (белый/красный) в зависимости от приема сигналов АЛС и действий машиниста.
- Возможность переключения красного сигнала на белый (специальная комбинация кнопки ВК и РБ).
Диагностика и Регистрация:- Самодиагностика системы.
- Комплексная регистрация оперативных данных движения, диагностики, характеристик в съемную кассету (КР) для детального анализа.