Работаем по
России и СНГ
8 (343) 213-19-03
пн-пт: с 9.00 - 17.00

Напишите нам
2131903@mail.ru
СКАЧАТЬ ТИПОВОЙ ДОГОВОР
УЗНАТЬ ЦЕНЫ
Предлагаем запасные части
и оборудование к ж/д транспорту
Комплектация заказа
от 1-го до 14 дней
Консультация специалиста
по всем техническим вопросам
Отправка заказов
по всей России
 

Поверка механических скоростемеров типа ЗСЛ-2М

Аннотация: В статье подробно рассматривается процесс поверки механических локомотивных скоростемеров, в частности модели ЗСЛ-2М. Освещена нормативная база, регламентированная ГОСТ 8.281-2013, описаны необходимые условия, подготовительные работы, средства измерений и основные операции. Материал предназначен для специалистов метрологических служб, работников депо и всех лиц, ответственных за обеспечение исправности и точности контрольно-измерительных приборов на железнодорожном транспорте.
Введение
Локомотивный скоростемер является критически важным прибором, обеспечивающим безопасность движения поездов. Он не только информирует машиниста о текущей скорости, но и регистрирует параметры движения, включая скорость, время, пройденное расстояние и давление в тормозной системе. Исправность и точность показаний скоростемера – обязательное условие для допуска локомотива к эксплуатации. Процедура периодической поверки этих приборов регламентирована государственными стандартами и направлена на подтверждение их метрологических характеристик.
1. Нормативная база и локальные поверочные схемы
Основным документом, определяющим порядок поверки механических и электронных скоростемеров (типа КПД), является ГОСТ 8.281-2013. Данный стандарт устанавливает последовательность операций, допустимые погрешности и требования к средствам поверки.
Для обеспечения единства измерений на уровне поверочных подразделений используются локальные поверочные схемы. Для скоростемеров ЗСЛ-2М такая схема устанавливает иерархию передачи размеров единиц от эталонов к рабочим средствам измерений.
Локальная поверочная схема для ЗСЛ-2М регламентирует:
  • Поверку по давлению в соответствии с ГОСТ 8.802-2012.
  • Поверку по времени и скорости в соответствии с ГОСТ 8.129-99.
скоростемер 3СЛ
Метрологические характеристики средств поверки, согласно схеме, должны соответствовать следующим требованиям:

Средство поверки

Диапазон измерений

Допустимая погрешность

Примечание

Тахометр стенда

5–150 км/ч

5–220 км/ч

±0,75 км/ч

±3,3 км/ч

Приведенная погрешность ±1,5%

Указатель скорости

5–150 км/ч

5–220 км/ч

±2,25 км/ч

±3,3 км/ч

Приведенная погрешность ±1,5%

Регистратор скорости

5–150 км/ч

5–220 км/ч

±4,5 км/ч

±6,6 км/ч

Приведенная погрешность ±3%


Основным методом поверки является непосредственное сличение показаний поверяемого скоростемера с показаниями эталонного средства измерения (тахометра поверочного стенда).
2. Условия проведения поверки и подготовительные работы
Для обеспечения точности и воспроизводимости результатов поверки должны строго соблюдаться внешние условия и требования безопасности.
2.1. Условия окружающей среды:
  • Температура воздуха: +(20 ± 5) °C.
  • Атмосферное давление: от 84 до 106 кПа.
  • Относительная влажность воздуха: (65 ± 15) %.
  • Питание стендов: от сети переменного тока напряжением (220 ± 22) В, частотой (50 ± 0,5) Гц.
2.2. Требования безопасности:
Работы должны проводиться в строгом соответствии с техническими описаниями и инструкциями по эксплуатации применяемого оборудования, такого как поверочные стенды А1240.06 и их модификации, установки УПДК-4В и др.
2.3. Подготовительные операции:
Перед началом поверки выполняются следующие обязательные работы:
  1. Включение оборудования: Поверочный стенд и вспомогательное оборудование включаются за 15 минут до начала работ для выхода на номинальный режим.
  2. Подключение к пневмосети: Стенд подключается к воздушной сети с давлением (9,0 ± 0,5) кгс/см².
  3. Контроль изоляции: Производится измерение электрического сопротивления изоляции цепей питания средств измерений относительно корпуса с помощью мегаомметра в соответствии с ГОСТ 23213.
  4. Механическая подготовка: Поверяемый скоростемер подключается к валу поверочного стенда. Проверяется исправность и плавность вращения приводного вала.
  5. Электрические подключения:
  • Катушки электромагнитов регистрирующих устройств подключаются к источнику постоянного тока.
  • Скоростемеры типа КПД подключаются к поверочной установке УПДК-4В.
  • К входу УКДУП (в составе УКПД-4) подключаются осевые датчики угла поворота типов Л178 и Л178СК.
3. Операции и средства поверки
Согласно ГОСТ 8.281-2013, поверка включает в себя комплекс операций, для выполнения которых используются конкретные средства измерений. Полный перечень операций и применяемых средств приведен в Таблице 14 указанного стандарта. Ключевыми операциями typically являются:
  • Внешний осмотр.
  • Проверка функционирования.
  • Опробование.
  • Определение метрологических характеристик (основная погрешности измерения скорости, расстояния, времени, давления).
  • Контроль работы регистрирующих устройств.
Заключение
  • Поверка механических скоростемеров – это строго регламентированный, многоэтапный процесс, основанный на принципах обеспечения единства измерений. Соблюдение условий проведения, грамотное выполнение подготовительных работ и использование поверенных средств измерений, соответствующих требованиям локальной поверочной схемы, гарантирует достоверность результатов. Это, в свою очередь, является залогом надежной и безопасной эксплуатации железнодорожного подвижного состава. Регулярная и корректная поверка приборов типа ЗСЛ-2М является неотъемлемым элементом системы технического обслуживания и ремонта локомотивов.