Аннотация: В статье подробно рассматривается процесс поверки механических локомотивных скоростемеров, в частности модели ЗСЛ-2М. Освещена нормативная база, регламентированная ГОСТ 8.281-2013, описаны необходимые условия, подготовительные работы, средства измерений и основные операции. Материал предназначен для специалистов метрологических служб, работников депо и всех лиц, ответственных за обеспечение исправности и точности контрольно-измерительных приборов на железнодорожном транспорте.
ВведениеЛокомотивный скоростемер является критически важным прибором, обеспечивающим безопасность движения поездов. Он не только информирует машиниста о текущей скорости, но и регистрирует параметры движения, включая скорость, время, пройденное расстояние и давление в тормозной системе. Исправность и точность показаний скоростемера – обязательное условие для допуска локомотива к эксплуатации. Процедура периодической поверки этих приборов регламентирована государственными стандартами и направлена на подтверждение их метрологических характеристик.
1. Нормативная база и локальные поверочные схемыОсновным документом, определяющим порядок поверки механических и электронных скоростемеров (типа КПД), является
ГОСТ 8.281-2013. Данный стандарт устанавливает последовательность операций, допустимые погрешности и требования к средствам поверки.
Для обеспечения единства измерений на уровне поверочных подразделений используются локальные поверочные схемы. Для скоростемеров ЗСЛ-2М такая схема устанавливает иерархию передачи размеров единиц от эталонов к рабочим средствам измерений.
Локальная поверочная схема для ЗСЛ-2М регламентирует:- Поверку по давлению в соответствии с ГОСТ 8.802-2012.
- Поверку по времени и скорости в соответствии с ГОСТ 8.129-99.