Работаем по
России и СНГ
8 (343) 213-19-03
пн-пт: с 9.00 - 17.00

Напишите нам
2131903@mail.ru
СКАЧАТЬ ТИПОВОЙ ДОГОВОР
УЗНАТЬ ЦЕНЫ
Предлагаем запасные части
и оборудование к ж/д транспорту
Комплектация заказа
от 1-го до 14 дней
Консультация специалиста
по всем техническим вопросам
Отправка заказов
по всей России
 

Компрессор КТ-6

Введение
Компрессорные установки являются неотъемлемой частью пневматических систем подвижного состава, обеспечивая сжатым воздухом тормозное оборудование и вспомогательные аппараты (электропневматические контакторы, песочницы, стеклоочистители и др.). На тепловозах нашли применение поршневые компрессоры типа КТ-6, отличающиеся высокой надежностью и ремонтопригодностью. Нормальная эксплуатация тепловоза в значительной степени зависит от исправности компрессора, что обуславливает важность его правильного технического обслуживания (ТО) и ремонта. В статье детально рассматриваются устройство, принцип действия, регламенты ТО и технология текущего ремонта компрессора КТ-6.
кт 6

1. Описание и работа

1.1. Назначение узла
Компрессор тормозной воздушный КТ-6 предназначен для снабжения сжатым воздухом тормозной магистрали поезда и пневмосистем локомотива. Для исключения перегрева его работа осуществляется в повторно-кратковременном режиме с продолжительностью включения (ПВ) не более 50% и длительностью цикла до 10 минут.
Ключевые показатели:
  • Производительность: Объем воздуха, нагнетаемый в резервуары в единицу времени, приведенный к условиям всасывания. Определяется по времени повышения давления в главных резервуарах с 0,7 до 0,8 МПа.
  • Коэффициент подачи (0,7-0,85): Отношение фактически поданного объема воздуха к объему, описываемому поршнями. Учитывает все потери в системе.
  • Температурные ограничения: Температура нагнетаемого воздуха на расстоянии 0,8-1,0 м от цилиндра не должна превышать 200°C, температура масла в картере — 85°C.
1.2. Основные технические характеристики
  • Тип: Двухступенчатый, трехцилиндровый, поршневой, с воздушным охлаждением.
  • Рабочее давление: 0,9 МПа (9 кгс/см²).
  • Производительность (не менее):
  • При 850 об/мин: 5,3 м³/мин
  • При 750 об/мин: 4,6 м³/мин
  • При 270 об/мин: 1,75 м³/мин
  • Частота вращения коленчатого вала: 850 об/мин.
  • Диаметр цилиндров:
  • I ступень (НД): 198 мм
  • II ступень (ВД): 155 мм
  • Система смазки: Комбинированная (под давлением и разбрызгиванием).
  • Давление масла: 0,15-0,6 МПа (1,5-6,0 кгс/см²) у прогретого компрессора.
1.3. Устройство и принцип работы
Основные компоненты:
  • Картер: Литая чугунная основа для крепления всех узлов.
  • Цилиндры: Два цилиндра низкого давления (ЦНД) и один цилиндра высокого давления (ЦВД), расположенные под углом 60° друг к другу. Имеют оребрение для улучшения теплоотдачи.
  • Коленчатый вал: Стальной, штампованный, с двумя коренными и одной шатунной шейкой. Вращается на двух шарикоподшипниках №318.
  • Узел шатунов: Состоит из одного жесткого и двух прицепных шатунов, соединенных пальцами. Головка шатуна разъемная, с тонкостенными вкладышами, залитыми баббитом.
  • Клапанные коробки: Содержат самодействующие пластинчатые всасывающие и нагнетательные клапаны. В коробках компрессоров КТ-6 установлены разгрузочные устройства, которые при достижении максимального давления в системе отжимают всасывающие клапаны, переводя компрессор на холостой ход.
  • Система охлаждения: Включает трубчато-пластинчатый холодильник и вентилятор с клиноременным приводом.
  • Система смазки: Масляный насос лопастного типа обеспечивает циркуляцию масла под давлением к основным узлам трения.
Принцип действия:
  1. I ступень (ЦНД): Атмосферный воздух, пройдя через воздушные фильтры, засасывается в цилиндры низкого давления, сжимается до промежуточного давления (около 0,25-0,35 МПа) и нагнетается в холодильник.
  2. Промежуточное охлаждение: В холодильнике воздух охлаждается, что повышает эффективность дальнейшего сжатия.
  3. II ступень (ЦВД): Охлажденный воздух из холодильника засасывается в цилиндр высокого давления, сжимается до конечного давления 0,9 МПа и нагнетается в главные резервуары.
  4. Регулирование: При достижении давления 0,9 МПа пневматический регулятор направляет воздух в разгрузочные устройства, которые отжимают всасывающие клапаны всех цилиндров. Компрессор переходит на холостой ход. При падении давления до 0,75 МПа регулятор сбрасывает воздух из разгрузочных устройств, и компрессор вновь начинает нагнетание.

2. Техническое обслуживание (ТО)2.1. Система планово-предупредительного ТО и ремонта

2.1 Техническое состояние компрессора поддерживается комплексом мероприятий, проводимых с установленной периодичностью:

Вид осмотра/ремонта

Периодичность для локомотивных компрессоров

Технический осмотр (ЕО)

Ежедневно при ТО-1

Контрольный осмотр (ТО-3)

Через 10 000 км пробега

Ревизия (ТР-1)

Через 100 000 км пробега

Деповский ремонт (ТР-2, ТР-3)

Через 200 000 км пробега

Заводской ремонт (КР)

Через 1 200 000 км пробега

2.2. Проверка работоспособности
При каждом пуске и в процессе работы необходимо:
  • Проверить давление масла (должно быть 0,15-0,6 МПа).
  • Проконтролировать время наполнения главных резервуаров.
  • Убедиться в отсутствии посторонних шумов и стуков.
  • Проверить, не происходит ли выброс масла через воздушные фильтры или сапун.
3. Текущий ремонт (ТР) узла3.1. Организация ремонта
Ремонт компрессора осуществляется на специализированном участке, оснащенном:
  • Стендом для обкатки и испытаний компрессоров.
  • Дефектоскопами (магнитопорошковыми, вихретоковыми).
  • Ванной для мойки деталей.
  • Комплектом мерительного и слесарного инструмента.
  • Прессами, стендом для испытания масляного насоса.
Ответственность за организацию работ несет мастер участка, который обеспечивает соблюдение технологии, техники безопасности и графика ремонта. Слесари и дефектоскописты выполняют работы в соответствии со своими должностными инструкциями.
3.2. Технология разборки
Разборка производится в строгой последовательности:
  1. Слив масла.
  2. Демонтаж трубопроводов, холодильника, вентилятора, фильтров.
  3. Снятие клапанных коробок и цилиндров.
  4. Извлечение поршней с шатунами.
  5. Снятие передней крышки картера и извлечение коленчатого вала в сборе с подшипниками.
  6. Разборка узлов (масляного насоса, узла шатунов).
3.3. Дефектация и ремонт основных деталей
  • Корпус (картер): Проверяется на отсутствие трещин. Допускается заварка несквозных трещин длиной до 50 мм. Восстанавливаются поврежденные резьбовые отверстия.
  • Коленчатый вал: Подвергается дефектоскопии. Замена обязательна при наличии любых трещин. Шатунная шейка при износе, овальности или конусности более 0,06 мм шлифуется под ремонтный размер.
  • Цилиндры: При износе, конусности или овальности сверх допустимых норм подлежат расточке и хонингованию под ремонтные размеры. Трещины не допускаются.
  • Шатуны и вкладыши: Проверяется состояние шатунов, пальцев и вкладышей. Изношенные вкладыши заменяются. Посадочные отверстия под пальцы при износе растачиваются.
  • Клапанные коробки: Клапаны разбираются, очищаются от нагара. Треснувшие или изношенные пластины и пружины (высотой менее 10 мм) подлежат замене. Собранный клапан испытывается на плотность.
  • Поршни и кольца: Поршни с трещинами или значительным износом заменяются. Поршневые кольца, как правило, заменяются на новые.
  • Масляный насос: Проверяются зазоры между лопастями, валиком и корпусом. Изношенные детали заменяются. Насос испытывается на производительность и герметичность.
3.4. Сборка, испытание и регулирование
Сборка выполняется в последовательности, обратной разборке, с соблюдением моментов затяжки резьбовых соединений (с применением динамометрических ключей) и контролем зазоров.
После ремонта компрессор проходит комплекс испытаний:
  1. Обкатка на стенде на различных режимах (270, 440, 750-850 об/мин) общей продолжительностью 90 минут.
  2. Испытание на нагрев: Проводится в течение 2 часов при 270-320 об/мин и 1 часа при 750-850 об/мин с контролем температуры масла (не более 85°C) и нагнетаемого воздуха (не более 180°C).
  3. Проверка производительности: Должна соответствовать паспортным значениям.
  4. Проверка плотности: Падение давления в резервуаре объемом 335 л с 0,8 до 0,7 МПа должно происходить не быстрее чем за 10 минут.
4. Требования безопасности
При производстве всех работ необходимо:
  • Использовать только исправный инструмент и средства индивидуальной защиты.
  • Перед ремонтом на тепловозе убедиться в выпуске воздуха из всех резервуаров и магистралей.
  • При работе со снятым компрессором использовать специальные грузозахватные приспособления.
  • Соблюдать правила электробезопасности и пожарной безопасности.
Заключение
  1. Компрессор КТ-6 представляет собой отработанную и надежную конструкцию, длительная и безотказная работа которой обеспечивается строгим соблюдением регламентов технического обслуживания и качественным проведением ремонтов. Четкое следование технологическим картам разборки, дефектации, восстановления деталей, сборки и испытаний позволяет поддерживать парк компрессоров в исправном состоянии, что является ключевым фактором.

Запчасти для компрессора КТ-6