Работаем по
России и СНГ
8 (343) 213-19-03
пн-пт: с 9.00 - 17.00

Напишите нам
2131903@mail.ru
СКАЧАТЬ ТИПОВОЙ ДОГОВОР
УЗНАТЬ ЦЕНЫ
Предлагаем запасные части
и оборудование к ж/д транспорту
Комплектация заказа
от 1-го до 14 дней
Консультация специалиста
по всем техническим вопросам
Отправка заказов
по всей России
 

Башмак тормозной колодки 100.40.016-2 (8ТН.143.108)

1. Функциональное назначение и место в системе
Башмак тормозной колодки является ключевым связующим и силовым звеном в кинематической цепи рычажной тормозной передачи грузовых и пассажирских вагонов. Он выполняет три основные функции:
  1. Силовое соединение: Передает тормозное усилие с тормозной балки (триангеля) непосредственно на заднюю (тыльную) поверхность тормозной колодки.
  2. Кинематическое позиционирование: Обеспечивает правильную пространственную ориентацию колодки относительно поверхности катания колеса, позволяя при этом ей свободно качаться на подвесе для равномерного прилегания.
  3. Предотвращение ротации: Исключает нежелательное поворачивание всего узла (башмак + колодка) при изменении направления движения и реверсировании силы трения.
Башмак тормозной колодки 100.40.016-2

2. Детальное описание конструкции и материалов

  • Технология изготовления и материал: Изготовлен методом статистического или оболочкового литья из конструкционной углеродистой или низколегированной литейной стали (марки, например, 25Л, 30ГЛ, 35Л). Данный материал обеспечивает высокие показатели прочности на сжатие и изгиб, ударной вязкости и износостойкости, что критически важно для работы в условиях циклических ударных нагрузок.
  • Основной корпус: Имеет сложную геометрию, оптимизированную для восприятия и распределения напряжений от триангеля к колодке.
  • Конструктивные элементы:
  • Опорная площадка (пятка): Массивная нижняя часть башмака с плоской или профилированной поверхностью, которая передает давление на тормозную колодку. Имеет установочный паз (замок) для соединения с подвесным устройством (пальцем, серьгой). Этот шарнир обеспечивает качание узла, компенсируя износ колодки и неровности колеса.
  • Верхнее и нижнее продольные ребра жесткости: Расположены на вертикальной стенке корпуса. Значительно повышают жесткость на изгиб и сопротивление продольному короблению под действием сжимающей нагрузки от триангеля.
  • Четырехгранный профилированный паз (гнездо): Ключевой формообразующий элемент. Предназначен для плотной, безлюфтовой посадки на хвостовик балки триангеля. Его форма (трапеция, прямоугольник или квадрат) точно соответствует профилю триангеля, что обеспечивает:
  • Бесспорночную передачу усилия.
  • Легкость монтажа/демонтажа.
  • Защиту от неправильной сборки.
  • Упорный элемент (контрольный выступ/штифт): Важнейшая особенность конструкции. Представляет собой литьевую часть корпуса или жестко приваренную пластину (стержень). Он входит в зацепление с ответным пазом или выступом на кронштейне тормозной балки или самом триангеле. Его назначение — полное исключение проворачивания башмака вокруг оси подвесного пальца при смене направления движения поезда (например, при переходе с "тяги" на "торможение" или при езде "под уклон").

3. Детальные технические параметры и характеристики

  • Артикулы: 100.40.016-2 (производственный/заводской номер), 8ТН.143.108 (чертежный номер по отраслевой или конструкторской документации).
  • Масса: 7,0 кг (± 2-3% допуска по технологии литья).
  • Назначение: Для тормозных колодок композиционных (ТРП, ТКМ) и чугунных. Геометрия опорной площадки адаптирована под профиль конкретного типа колодки.
  • Совместимость: Предназначен для работы в составе стандартной тормозной передачи (например, типа ЦНИИ-Х3) грузовых вагонов на тележках моделей 18-100, 18-578, 18-985 и их модификациях, а также на ряде пассажирских тележек.
  • Ключевые размеры (примерные, требуют уточнения по чертежу):
  • Высота от опоры до центра паза: ~160-180 мм.
  • Размеры четырехгранного паза: например, 60х60 мм или 70х55 мм.
  • Диаметр отверстия под палец подвески: Ø32 мм или Ø36 мм.

4. Принцип работы в системе

  1. При срабатывании тормоза тормозной цилиндр через систему рычагов и тяг перемещает триангель вперед.
  2. Триангель, плотно сидящий в профилированном пазу башмака, толкает его.
  3. Башмак, удерживаемый от поворота упорным элементом, передает усилие строго поступательно на тормозную колодку через опорную площадку.
  4. Колодка, подвешенная на пальце через паз в башмаке, прижимается к колесу, создавая тормозной момент.
  5. При отпуске тормоза пружины возвращают триангель и башмак в исходное положение.

5. Эксплуатационные условия, износ и контроль

  • Виды нагрузок: Циклические сжимающие (до 80-100 кН), знакопеременные изгибающие, ударные.
  • Критические зоны контроля и износа:
  1. Рабочие грани четырехгранного паза: Износ, задиры, вмятины от контакта с триангелем.
  2. Опорная поверхность под колодку: Износ и деформация.
  3. Упорный элемент и зона его крепления: Трещины, изгиб, износ контактной поверхности.
  4. Паз под палец подвески: Износ по диаметру.
  • Последствия неисправности:
  • Износ или поломка упорного элемента → проворачивание башмака → неравномерный и ускоренный износ колодки, возможное заклинивание.
  • Сильный износ четырехгранного паза → повышенный люфт → неэффективная передача усилия, стуки, ударные нагрузки.
  • Трещины в ребрах жесткости или корпусе → разрушение башмака при торможении.

6. Техническое обслуживание и диагностика

  • Визуальный осмотр (при каждом ТО-2, ТО-3): Проверка на отсутствие видимых трещин (особенно в углах паза, у основания ребер и упора), задиров и чрезмерного износа рабочих поверхностей.
  • Дефектация при плановых ремонтах (ТР-1, ТР-2, КР): Проводится инструментальный контроль:
  • Измерение геометрии четырехгранного паза шаблонами или штангенциркулем.
  • Проверка целостности и геометрии упорного элемента.
  • Контроль износа паза под подвесной палец.
  • Замена: Башмак меняется при обнаружении трещин любой величиныполомке упорного элементаизносе четырехгранного паза более 2-3 мм или пластической деформации корпуса.