Работаем по
России и СНГ
8 (343) 213-19-03
пн-пт: с 9.00 - 17.00

Напишите нам
2131903@mail.ru
СКАЧАТЬ ТИПОВОЙ ДОГОВОР
УЗНАТЬ ЦЕНЫ
Предлагаем запасные части
и оборудование к ж/д транспорту
Комплектация заказа
от 1-го до 14 дней
Консультация специалиста
по всем техническим вопросам
Отправка заказов
по всей России
 

Основные технические данные тележек грузовых вагонов и их составных частей

Тележка — один из наиболее ответственных узлов грузового вагона, выполняющий функции движения, направления и амортизации. Её технические характеристики напрямую определяют безопасность движения, плавность хода, нагрузку на путь и общую эффективность перевозок.
тележка грузового вагона

1. Общие технические параметры тележки в сборе

Модель: Наиболее распространены в современном парке модели 18-100, 18-5781, 18-9810 и их модификации. Цифры обозначают год создания или индекс разработки.
Осевая формула: 2-осная — абсолютно преобладающий тип для грузовых вагонов.
База тележки: Расстояние между центрами пятников (точек опоры) смежных колёсных пар.
Типовое значение: 1850 мм (для моделей 18-100, 18-5781).
Назначение: Определяет устойчивость вагона против виляния и вписываемость в рельсовые пути.
Статический прогиб рессорного подвешивания: Величина упругой осадки рессор под действием статической нагрузки от кузова.
Типовой диапазон: 43–55 мм.
Назначение: Параметр, напрямую влияющий на плавность хода и динамические нагрузки на путь. Регулируется подбором количества листов в рессорах.
Масса тележки в сборе: Зависит от модели и составляет примерно 4,5 – 5,5 тонн.
Допускаемая статическая нагрузка от колесной пары на рельсы: Ключевой параметр, определяющий нагрузку на инфраструктуру.
Стандарт: ≈ 245 кН (25 тс) для 4-осного вагона грузоподъемностью 71-75 т.
Перспектива: Для вагонов повышенной грузоподъемности — ≈ 255-265 кН (26-27 тс).

2. Технические данные основных составных частей

2.1. Рама тележки

Материал: Низколегированная сталь (например, 09Г2Д), обладающая высокой прочностью и ударной вязкостью.
Конструкция: Сварная, Н-образной формы, состоящая из двух продольных и двух поперечных балок (надрессорных).
Прочностные характеристики: Рассчитана на восприятие вертикальных статических и динамических нагрузок, а также ударных нагрузок от сцепления.
рама тележки

2.2. Колёсная пара

Это неразъемный узел, состоящий из двух колес, напрессованных на ось.
  • Ось:
  • Материал: Углеродистая или низколегированная сталь.
  • Диаметр шеек оси (посадочные места под подшипники): 130–150 мм (зависит от модели и нагрузки).
  • Диаметр средней части оси: Переменный, для обеспечения прочности.
  • Колесо:
  • Тип: Цельнокатаное (из стального слитка).
  • Диаметр по кругу катания (новый): 950 мм — российский стандарт для грузовых вагонов.
  • Диаметр (предельный износ): 845–870 мм (после чего колесная пара подлежит замене).
  • Конструкция колеса: Имеет гребень (реборду) для направления по рельсу и предотвращения схода, и коническую поверхность катания (1:20 и 1:7) для обеспечения центрирования и равномерного износа.

2.3. Рессорное подвешивание

Служит для смягчения ударов и колебаний, передаваемых от пути на вагон.
  • Тип: Центральное, двойное (двухступенчатое).
  • 1-я ступень (надрессорное подвешивание): Надрессорные пружины (листовые рессоры), расположенные между рамой тележки и надрессорной балкой.
  • 2-я ступень (буксовое подвешивание): Пружины (витые цилиндрические), расположенные между боковой рамой и буксовым узлом.
  • Надрессорная балка (НРБ):
  • Назначение: Передает нагрузку от кузова на рессоры, обеспечивает поперечную и угловую устойчивость тележки.
  • Материал: Стальное литье.
  • Листовые рессоры (надрессорные):
  • Количество листов: Варьируется (например, 10-13 листов) для настройки жесткости под конкретный тип вагона и нагрузку.
  • Длина: Около 1500–1600 мм.

2.4. Буксовый узел

Связывает колёсную пару с рамой тележки через рессорное подвешивание и воспринимает все нагрузки от вагона.
  • Тип подшипника: Роликовый конический двухрядный (модели 42726 и 152726). Полный переход на роликовые подшипники — ключевое достижение современного вагоностроения.
  • Внутренний диаметр: 130 мм.
  • Наружный диаметр: 250 мм.
  • Срок службы: До 800 000 – 1 000 000 км пробега при надлежащем обслуживании.
  • Букса (корпус):
  • Материал: Высокопрочное стальное литье.
  • Назначение: Является корпусом для подшипников и связующим звеном между осью и рамой тележки.

2.5. Тормозная система тележки

  • Тип тормоза: Колодочный, с чугунными или композитными колодками.
  • Тормозная рычажная передача:
  • Назначение: Передает усилие от тормозного цилиндра на тормозные колодки, прижимая их к колесам.
  • Передаточное число: Показывает, во сколько раз рычажная передача усиливает давление. Для грузовых вагонов составляет ~8-10.
  • Тормозная колодка:
  • Материал: Чугун (устаревающий, но еще применяемый) или композитные материалы (современный стандарт).
  • Преимущество композитных колодок: Меньший износ обода колеса (в 3-5 раз), стабильный коэффициент трения, отсутствие искрообразования.

Сводная таблица основных технических данных популярных моделей тележек

Параметр

Модель 18-100 (и мод. 18-101)

Модель 18-5781 (современная)

Примечание

База тележки

1850 мм

1850 мм

Стандарт для обеспечения устойчивости

Диаметр колеса

950 мм

950 мм

Российский стандарт

Тип подшипника

Роликовый 42726/152726

Роликовый 42726/152726

Надежность, большой пробег

Рессорное подвешивание

Двухступенчатое

Двухступенчатое

Эффективное гашение колебаний

Статический прогиб

~46-48 мм

~50-55 мм

Более мягкий ход у модели 18-5781

Ключевое отличие

Классическая, проверенная

Усиленная рама, модернизированные узлы

Повышенная долговечность и ремонтопригодность


Заключение: Тележка грузового вагона — это сложный сборочный узел, каждый элемент которого имеет строго регламентированные технические характеристики. Понимание этих данных необходимо для правильной эксплуатации, технического обслуживания и ремонта, что в конечном итоге гарантирует безаварийную работу и экономическую эффективность железнодорожных перевозок. Современные тенденции направлены на увеличение межремонтных пробегов, снижение массы и внедрение систем мониторинга состояния узлов тележки в реальном времени.