Предохранительный клапан типа Э-216.2-1 предназначен для выпуска избыточного воздуха в случае повышения давления в напорной магистрали свыше 9,0 ? 9,2 АТ. Это может происходить из-за неисправности регулятора давления, в том случае если мотор-компрессор работает без остановки. Эти клапаны защищают радиатор компрессора от разрыва, если в нем будет возникать завышенное давление вследствие пропуска впускных клапанов цилиндра второй ступени сжатия. Клапаны усл. № Э-216 устанавливаются на нагнетательном трубопроводе высокого давления или на главных резервуарах и регулируются, как правило, на срабатывание при давлении, превышающем рабочее на 1 кгс/см2 . Предохранительный клапан устанавливается после главного резервуара на отводе от трубопровода напорной магистрали. Предохранительный клапан усл.№ Э-216 имеет корпус с атмосферными отверстиями «Ат», на который навернут штуцер. В штуцере находится тарельчатый срывной клапан с направляющими ребрами. Клапан имеет две площади воздействия давления: рабочую (малую) - поверхность до притирочного кольца, и срывную (большую) - поверхность до наружной окружности клапана. Клапан нагружен пружиной, усилие которой регулируется гайкой, закрытой колпачком . Отверстия в колпачке и в корпусе служат для установки пломбы. Усилием пружины клапан прижат к своему седлу, и давление сжатого воздуха воздействует снизу на рабочую площадь клапана. Как только давление воздуха превысит усилие пружины, клапан немного отойдет от седла, после чего воздух будет уже действовать на срывную (большую) площадь клапана. Сила давления на клапан снизу резко возрастает и он быстро поднимается вверх, выпуская воздух в атмосферу через отверстия «Ат» в корпусе. Истечение воздуха будет продолжаться до тех пор, пока усилие пружины не превысит силы давления воздуха на срывную площадь клапана. После посадки на седло клапан будет надежно удерживаться пружиной в закрытом положении, так как давление воздуха будет распространяться на рабочую (малую) площадь клапана. В случае срабатывания предохранительного клапана в кабине машиниста будет заметна пополняемая утечка воздуха из напорной магистрали с постепенным снижением давления по манометру 6,5 ? 6,8 АТ без дальнейшего падения, сопровождающаяся сильным шумом выходящего из-под вагона воздуха. Увеличение давления воздуха в напорной магистрали свыше 9,0-9,2 АТ чревато не только опасностью разрушения трубопроводов и резервуаров, но и тем, что компрессор при своей работе не рассчитан на такую величину противодавления сжатого воздуха и, в этом случае, он начинает идти "в разнос" , процесс вызывает перегрев компрессора и может привести к возникновению пожара. При срабатывании предохранительного клапана машинист должен отключить мотор-компрессор тумблером на пульте. Затем следует дождаться самостоятельного закрытия сработавшего предохранительного клапана, которое произойдет при снижении давления воздуха напорной магистрали до 5,5 ? 5,7 АТ. После чегоусилие регулировочной пружины начнет пересиливать действие давления воздуха на срывную площадь тарельчатого клапана и клапан должен сесть на седло. После закрытия предохранительного клапана необходимо включить мотор-компрессор тумблером на пульте и продолжить работу на линии, не допуская повышения давления воздуха в напорной магистрали (по манометру свыше 7 АТ) из-за опасности повторного срабатывания данного предохранительного клапана. В случае если при достижении давления воздуха в напорной магистрали 5,0 ? 5,2 АТ предохранительный клапан не закрылся, следует включить мотор-компрессор и, по указанию ДЦХ, убрать состав с линии в ближайший тупик или станцию с путевым развитием.